АВА-терапия

ABA терапия – прикладной поведенческий анализ, является одним из направлений бихевиористического анализа.

Метод утвержден службой здравоохранения США и американской ассоциацией психологов. Он прошел необходимое научное тестирование, которое подтверждает практичность, качество и эффективность программы. Данный метод используется в коррекционной педагогике для решения задач, связанных с особенностями в обучении и поведении. АВА терапию используют для работы с детьми и взрослыми, у которых наблюдаются особенности в восприятии и усвоении информации, развития речи и памяти.

АВА терапия включает в себя некоторые принципы, которые являются основой поведенческого анализа. В бихевиористическом методе есть основные законы о процессах поведения и обучения. Они служат для исследования и выявления желанного и нежеланного поведения для дальнейшей коррекции. Такой метод основан на наблюдениях и установлении причинно-следственных связей в процессе поведения.

В основе АВА терапии лежит понимание взаимосвязи поведения и среды. Поведение рассматривается, как все возможные типы действий и способностей. Среда включает в себя все физические и социальные наполняющие, которые могут влиять на изменения в поведении. Метод имеет различные направления и техники в работе.

Направления АВА терапии.

Составное пробное обучение.

Составное пробное обучение основывается на принципе повторения. Обучение состоит из частей, которые отрабатываются для усвоения материала. Данный метод помогает понять, как практика и систематическое повторение помогают в освоении информации. Такие занятия проходят индивидуально с одним обучаемым. Включаются подкрепляющие действия, как «дай пять» для фокусировки внимания.

Случайное обучение или программы в естественной среде.

Случайное обучение или программы в естественной среде дают возможность увидеть важность естественной среды в процессе обучения. Внимание направлено на природу ребенка в его естественной среде. И те навыки, которые он получил, есть возможность перенести в ситуации повседневной жизни. Терапевт в данном случае следует за интересом ребенка, который служит направлением для обучения. Ситуации и темы ребенок выбирает самостоятельно. Для этого необходимо наблюдать и следовать выбору ребенка.

Вербальное направление.

Вербальное направление помогает в развитии речи. Занятия проходят индивидуально с одним обучаемым и основываются на понимании свойств предметов. Для установления понимания необходимо разъяснить функциональное применение предмета.

Таким образом, в основе направления лежит установление понимания значения слова через его функциональное применение. Используется алгоритм вопросов «что это?», далее следует «для чего это используется?».

Терапевтическое направление.

Терапевтическое направление основано на наблюдениях базовых реакций в процессе обучения. Наблюдаются мотивация, навык внутренней дисциплины, инициативности, быстроты реакции и ключевые стимулы. В практику включен метод естественной языковой парадигмы. В данном направлении используется тщательно подготовленная среда для стимуляции речевой активности. Создаются условия для активного использования языка. Это может быть повседневная среда, включающая интерес ребенка и служит отправной точкой для внешнего включения обучающего.

На сегодняшний день методы АВА терапии широко используются в коррекционной педагогике. Она помогает в работе с такими базовыми навыками в обучении, как: смотреть, слушать, воспроизводить и понимать собеседника.

Техники терапии помогают в освоении навыков построения социальных отношений, адаптации и социализации.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *